Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

  • Mood:

Музыкальные впечатления детства и юности. Часть 5.

А в светлую седмицу, хотя я и не очень верующий человек (я не прихожанка, а «захожанка») хочется вспомнить о том, как удалось в советские времена приобщиться к русской духовной музыке.
Дело в том, что с духовной музыкой Запада худо-бедно нам в те времена удавалось ознакомиться – и гастролеры, и наши музыканты исполняли Баха, Моцарта, Верди, Брамса, Гайдна – оратории, мессы, Реквиемы. Отечественной духовной музыки, словно не существовало – о ней практически не упоминалось в учебниках музыкальной литературы для музыкальных школ. Так мы благополучно пролетели мимо творчества российских композиторов восемнадцатого века Березовского и Бортнянского, в «Детском альбоме» Чайковского последняя пьеса «В церкви» называлась «Хор», а о том, что пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года называется «Святки», лучше было и не упоминать. Из увертюры «1812 год» был вырезан фрагмент «Боже царя храни!». А о том, что Рахманинов писАл духовную музыку не упоминалось вообще. Правда, роились слухи, что перед Пасхой в одном из храмов на Ордынке исполняют «Всенощное бдение» Рахманинова, но ведь не попадешь – да и не концертный зал – ни автора, ни названия произведения в храме ведь не называют.
Было это где-то в середине 80-х, Мы – счастливые обладатели абонементов на хор Минина. Уже вовсю роятся слухи, что будет праздноваться 1000-летие Крещения Руси, но еще предположительно. А пока – январь, мы сидим на втором ярусе. Большого Зала Консерватории. В зале, как и было тогда положено – телевизионщики (концерты из Консерватории тогда показывали в записи по второй программе, одновременно с программой «Время»). В программке второго отделения – странно – стоит просто «Русская музыка XVIII века и народные песни». И все! И вдруг после первого отделения телевизионщики сворачиваются и уезжают!
- Ой, Лариска, будет что-то интересное! – шепчет мне мамуля, широко открыв глаза.
Она не ошиблась!
Впервые мы прочувствовали, как прекрасна русская духовная музыка, когда ее исполняет профессиональный хор. Звучали произведения Дмитрия Бортнянского и Максима Березовского – а потом композитора ХХ века Павла Чеснокова. И завершается все это великолепие народной песней «Жили двенадцать разбойников» - солист Евгений Нестеренко.
Мы тихонько спускаемся по лестнице – после концертов мы с мамой никогда не спешим – и мама снова вспоминает, как они с отцом после войны, будучи студентами МВТУ ходили в Елоховский собор, когда там в дни больших церковных праздников пели солисты Большого театра – их обожаемый Иван Семенович Козловский, Валерия Владимировна Барсова, и разумеется, Максим Дормидонтович Михайлов.
А потом покатились по музыкальной Москве слухи, что в Пасхальную ночь в Концертном зале имени Чайковского какая-то зарубежная фирма будет делать запись «Всенощного бдения» Рахманинова с хором Свешникова. Слухи подтвердились – но проникнуть не удалось, пришлось довольствоваться пластинкой, добытой у спекулянтов возле магазина "Мелодия" номер два - на Ленинском проспекте (там на спекулянтов смотрели более милостиво, чем на Новом Арбате)
Tags: О музыке
Subscribe

  • Отчёт котоняни

  • Котоняня

    На ближайшие три недели мне предстоят ежедневные визиты в Кузьминки к этому очаровательному существу. Звать Маруська. Мы с ней нашли общий язык. А в…

  • Бухта Радости

    Бухта Радости. Пандемия препятствует выездам на море? Ну и ладно, отложим. И в Подмосковье тоже можно найти пляжные места. А в голове всё крутится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments