Трюх-брюх, или прогулка на кипрском ослике.
«Трамвай построить – не ишака купить», - говорили наши любимые классики Ильф и Петров. Так вот, трамвая на Кипре нет (как нет и метро и троллейбусов) – зато есть ишаки, то есть ослики. Сейчас, это, конечно, незабываемый аттракцион для туристов, но на протяжении многих веков они были верными помощниками – доставляли дрова и продовольствие, вращали круги в давильнях винограда и оливок, были основной тягловой силой на горных тропинках. Постепенно киприоты пересаживались на автомобили, но в 1994 году некоторые люди смекнули, что ослики – это национальное кипрское достояние, и организовали общество» Друзья кипрских осликов». А для туристов получилось просто незабываемое развлечение – где еще вы сможете покататься верхом на ослике!
Автобус карабкается вверх, а за нами тащится еще парочка автобусов – из Пафоса и из Лимассола, всего нас собирается около 150 человек. Вот и ворота фермы в зарослях оливковых и цитрусовых деревьев. Нас уже ждут для проведения инструктажа по управлению осликами. Для наглядности выводят ослика по имени Распутин – у каждого ослика свое имя – есть Шумахер, Наполеон и Жозефина, Ромео и Джульетта, Шрек и Фиона, Афродита, Веллингтон. Ту, что впоследствии несла мою особу, зовут Николь. С шутками и прибаутками хозяин рассказывает, как правильно сесть на ослика, где у него газ и тормоз, и что детям до семи лет отдельные ослики не полагаются – они должны сидеть перед взрослыми и держаться за тряпочную рукоятку на попоне. Да, на осликах ездят без седла и стремян. Затем нас делят на 2 группы – приехало 150 человек, а на ферме 80 осликов (и немного других животных). Я попадаю во вторую группу. Первую ведут на распределение осликов, а нас – на дегустацию вина, оливкового масла и сыра. Вдруг замешательство и возглас: «Одиссей!» Малыш-ослик, сын Фионы понял, что сейчас здесь будет что-то вкусное, растолкал всех, устремился к столу и подкрепился кусочками хлеба. Ослики, как нам только что сказали, очень любят покушать, и чтобы подружиться с ними, нужно купить для них – ну почти как в фильме «Варвара-краса, длинная коса» «морковку для зверя невиданного» - роль морковки здесь исполняют плоды рожкового дерева. Нас пытаются соблазнить косметикой на основе ослиного молока – Клеопатра принимала ванны из этого продукта. Дороговато, да и ни к чему. А пока первая группа уезжает, мы осматриваем нехитрый музей крестьянского быта – давильни, прессы и жилище кипрского крестьянина.
Давильня винограда
Крестьянский дом
Потом и мы идем туда, где находится ослиная парковка. Здесь еще небольшой зоосад. Встречают нас два серьезных страуса, дружно вытянувшие шею
Я страусенок молодой, заносчивый и гордыый!
А на дорожке – два суровых гусака, которые твердо решили попробовать на вкус обувь туристов. Мои босоножки пришлись им явно не по вкусу.
Вот и павлин, и цесарки. А в загоне рядом с осликами несколько муфлонов, которые так и жаждали, чтобы их угостили картошкой.
Приближается веселая кавалькада – первая группа закончила свой круг – и начинается распределение осликов для нас.
Хозяин смотрит на ослика, и затем выбирает для него наездника. Молодой человек лет одиннадцати по имени Ваня требует Шумахера – хозяин качает головой, и дает ему другого. Крупногабаритным мужчинам дают мулов. На ферме есть еще несколько лошаков (мама ослица – папа – лошадь), но на них не ездят, говорят, что они унаследовали худшие черты своих родителей. Уловив смутное сходство окраски рыжеватой Николь и моей седовато-крашеной шевелюры, мне торжественно вручают повод – и мы идем к месту посадки. Николь аппетитно хрустит стручками.
На месте посадки визг стоит, как на пляже! Каждый, в меру своей испорченности залезает на ослика, как получается, я умудряюсь чуть не перелезть через свою Николь. Да, все это от начала и до конца снималось на видео – в конце вечере каждый желающий мог получить диск с записью своей поездки, и права на вождение кипрского ослика. И наконец, мы трогаемся – ровной рысью трюх-брюх, трюх-брюх. Прямо передо мной едет довольно объемистая тетенька, тело которой, кажется, обтекает ослика. Ваня едет рядом со мной и ворчит, что ему не дали Шумахера, а то бы он всем показал!
По обеим сторонам дороги – заросли оливковых деревьев, и многие ослики, не прочь по дороге подкрепиться. Моя Николь очень хорошо слушается руля (поводьев), а вот ослик толстушки вламывается в заросли оливок, наклоняет голову – толстушке приходится завершать путешествие на своих двоих. А наши мужчины на мулах вошли во вкус и гонят вовсю. Какие же ослики тепленькие, это так чувствуется через попонку (напомню, что едем без седла и без стремян). Весь круг проезжаем минут за 40. Николь мягкими губами собирает остатки рожков.
Темнеет - и начинается завершающая часть шоу – ужин в таверне с выступлениями танцоров.
Тут же собираются еще одни представители местной фауны – кипрские кошки, которые прекрасно знают, что им перепадет что-нибудь вкусное.
Гвоздем программы становится танец с 10 стаканами с водой (поверим, что это вода) на голове
Танец со стаканом
Танец с табуреткой
Раздают права и диски (удивительно, но находятся оригиналы, которые не хотят брать диски!) - и нас кружат в хороводе «Сиртаки»).
Этот вечер не завершается купанием – в отель я попадаю глубоко за полночь!
А самым востребованным сувениром с Кипра по возвращении в Москву стали маленькие игрушечные ослики.
Продолжение следует!