Очень не хочется называть этот город стандартным названием «город-призрак». Мне он показался городом, замершим в ожидании. Города, ведь они, как и люди – рождаются, живут, умирают. Опять-таки – аналогия с Крымом – был там богатейший торговый город Солхат, соперничавший по богатству и роскоши с Дамаском. Но канул в лету Великий шелковый путь – и Солхат захирел, на его месте теперь поселок Старый Крым. В Подмосковье при потере оборонного значения еще в 15 веке исчез город-крепость Хатунь. Фамагусту же убивали люди.
До 1974 года это был главный курорт Кипра – 80 отелей и великолепные пляжи встречали гостей. Но в 1974 году произошла вторая турецкая оккупация города – после бомбардировки захватчики выселили 30 тысяч жителей, храмы превратили в мусульманские мечети – и эта часть города стала мертвой - разбитые окна, пустые дома, колючая проволока. Эта часть города называется Вароша. Входить сюда могут только турецкие солдаты и солдаты войск ООН.
А возник этот город еще в 3 веке до нашей эры, но до 13 века был рыбачьей деревушкой, и только после того как начался исход крестоносцев из Святой земли, Фамагуста стала одним из богатейших центров христианского Востока - ведь многие христиане оставались здесь, не теряя надежды вернуться в Святую землю, и очарованные климатом и удобной морской гаванью. Сначала Фамагустой владели генуэзцы, потом она перешла под власть венецианской республики.
Венецианская республика в 1506 году назначила губернатором на остров Христофоро Моро. Прославился он тем, что, заподозрив супругу в неверности, убил ее, а тело сбросил в море. И звали его супругу Дездемона. Трагедия разыгралась в крепости, к которой мы сейчас направляемся, а крепость, по преданию, спроектировал Леонардо да Винчи.
А пока еще немного об истории Фамагусты. В конце 16 века началось турецкое вторжение на Кипр. Венецианцы героически сопротивлялись, но города постепенно сдавались – и только Фамагуста продолжала сопротивление. Больше года длилась турецкая осада, и только когда силы защитников были на исходе, комендант города Марко-Антонио Брагадино и защитники города сдались на милость Мустафа-паши. Но, несмотря на то, что венецианцам была обещана жизнь и свобода, их ждала жестокая расправа.
Ну вот мы и прибыли к замку Отелло.
Так и кажется, что сейчас зазвучит музыка Верди, и на башню выйдет златокудрая красавица – да простят меня почитатели Шекспира, для меня, с тех пор, как я увидела еще в школьном возрасте замечательную постанову Вальтера Фельзенштейна – это, прежде всего, опера. Она ждет, когда к ней поднимется ее супруг-победитель, а в небе над ними вспыхивает покровительница любящих сердец и острова Кипр – Венера. Напомню, что на Кипре был культ богини любви и красоты Афродиты, и ее римской преемницы Венеры. И совсем не хочется думать о том, что будет дальше.
Я на стене замка
Двор замка
Замок Отелло
А рядом – бывший собор святого Николая. Его называли кипрским Реймсом, был он построен в 14 веке по образцу Реймского собора для венчания на иерусалимский престол, но после того, как город в 16 веке был взят войсками Мустафа-паши, он стал мечетью. Сейчас он именуется Мечеть Лала Мустафа-паши.
Храм святого Николая
Площадь у храма
Я на площади Отелло
Площадь Отелло
Наша экскурсия заканчивается возле уютного кафе с блюдами турецкой кухни. О кипрской кухне я расскажу позднее – она бесподобна, но по политическим мотивам там не будут подавать турецкие блюда – а здесь я в полной мере могу насладиться замечательной бараниной по-турецки, пирожками с сыром, которые готовят на моих глазах и любимым кофе. Теоретически здесь должны принимать к оплате только турецкие лиры, но очень рады евро.
Вечером, как всегда – купание, купание и купание!
Продолжение следует!