В Нижнем Новгороде я бывала неоднократно – но попадала туда, преимущественно со стороны реки, с теплоходных круизов. Помню, как в 1982 году нам рассказывали о том, что набережная Волги была рабочее частью города, дескать купцы заботились о прибыли, а не о красоте, и поэтому набережная застроена грубыми дебаркадерами для загрузки барж. Ну, насчет заботы о красоте, тут же следовало опровержение – Нижегородская картинна галерея в те времена была на третьем месте по значимости после Третьяковки и Русского музея, а какая там коллекция Рериха! Но в этот раз мы туда не пойдем. А дебаркадеры были построены настолько добротно, что в 30-е годы их так и не удалось взорвать, хотя запас взрывчатки был заложен солидный
Наш автобус тормозит на площади, которая называется Скоба возле памятника Минину и Пожарскому – копии московского памятника, которую выполнил Зураб Церетели (и ничуть не увеличил размеры!)
А рядом – красота, поражающая нас еще в советские времена – Строгановская церковь, которую не поднялась рука разрушить даже у советских вандалов. Я помню еще те времена, когда там располагался музей народных промыслов.
Колокольня Строгановской церкви
Строгановская церковь
Дивная резьба
Идем на территорию Кремля – вечно-неувядающая выставка военной техники напоминает о том, что в советские времена Нижний Новгород из кармана России превратился в город Горький – центр военно-промышленного комплекса, и был закрыт, вплоть до 1990 года – теплоходы «Россия» и «Советская конституция» с интуристами проплывали мимо, не задерживаясь. Даже рубка подводной лодки С-13, на которой совершал свои подвиги Александр Маринеско, выставлена.
Город был основан в 1221 году сыном Всеволода Большое Гнездо Юрием – и в 2008 году возле Михайло-Архангельского собора поставили памятник Юрию Всеволодовичу и епископу Симону Суздальскому.
Юрий Всеволодович и Симон Суздальский
Ну и как обойти вниманием знаменитую Чкаловскую лестницу – 500 с лишним ступеней от набережной, на верх холма, к памятнику Чкалову, который повернут спиной к Волге, лицом к городу
Чкаловская лестница
Чкалов - спиной к реке, но лицом к городу
Мы гуляем по местному Арбату – улице Большая Покровка. Она гораздо просторнее и длиннее, чем наш Арбат, и гулять по ней очень приятно.
Здесь находится одно из старейших зданий Сбербанка России постройки 1913 года, много прикольных скульптур – коза, мальчик со скрипкой, но почему-то фотографировать их нет настроения. К сожалению, я так и не нашла крокодила, запечатленного Хашимовым и Ореховой. Наш замечательный экскурсовод Валентина на время покидает нас – ей надо сопроводить на вокзал наших одногруппников из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. А наш поезд уходит в половине двенадцатого ночи – так что можем еще погулять. Уславливаемся о месте встречи с Валентиной – и отправляемся покупать невероятно вкусные городецкие пряники и сормовские конфеты (впоследствии мне дома родственники высказали упреки – почему так мало такой вкусноты!), а также перекусить в кафе «Покровка». Очень хочется, конечно, совершить прогулку на речном трамвайчике, но по иронии судьбы они уже закончили свои рейсы – и мы совершаем прогулку по кольцевому маршруту трамвая №2, ведь Нижний Новгород – первый российский город, где пошли трамваи – Киев уже не в счет. Есть в Нижнем и музей трамваев, и очень они гордятся тем, что у них брали вагон для съемок «Место встречи изменить нельзя». Цена трамвайного билета 12 рублей (против наших 25) – катаемся 40 минут.
И снова мы встречаемся с Валентиной. Время еще есть – и мы направляемся к берегу Волги к дому, где родился Иван Петрович Кулибин.
Дом 16 века, где родился Кулибин
А вот и церковь, где его крестили
Отсюда открывается изумительный вид на стрелку – место, где Ока впадает в Волгу. Жизнь двоих из нашего маленького, сплоченного коллектива связана с Окой – Татьяна Дерягина живет в Пущино, а родители Ольги Шелиховой – в селе Клишино близ города Озеры.
На Волге широкой, на стрелке далекой
Ой красивы над Волгой закаты
А наша экскурсовод Валентина поражает меня до глубины души, напомнив, что здесь разворачивается действие оперы Чайковского «Чародейка» - где-то неподалеку отсюда располагался постоялый двор вдовы Настасьи, приворожившей молодого князя. Поднимаемся в гору мимо домика Каширина – тем путем, каким поднимался маленький Алеша Пешков, приехавший к деду из Астрахани с матерью после смерти отца. Домик и красильня Кашириных сейчас на реставрации.
Смеркается, и нам пора на вокзал.
Заключение следует.