Не было среди моих родственников ни партизан, ни подпольщиков.
В течение многих лет нас убеждали, что люди, оставшиеся на оккупированной территории, становились либо подпольщиками, либо предателями – середины не было.
А ведь люди и просто жили – решали свои бытовые и насущные проблемы.
Мама всю жизнь вспоминала сверлящий взгляд начальника первого отдела – ведь в ее личном деле значилось: «Проживала на территории, временно оккупированной противником». И почти ничего не рассказывала об этом периоде своей жизни – боялась. Знаю только, что работали они с бабушкой в школе – худо-бедно надо было учить ребятишек, шили.
«Они должны были эвакуироваться!» - говорили впоследствии даже очень умные люди.
Как? Мариуполь, где жила бабушкина сестра с семьей, был взят с налета – утром люди пошли на работу, в обед там были немцы.
Ростов был взят дважды, оба раза очень быстро. Первый раз это произошло 21 ноября 1941года, и через неделю его отбили, но город продолжал оставаться прифронтовым вплоть до июля 1942 года. Помните фильм «Баллада о солдате»? Лето 1942 года, Алеша Скворцов слушает на станции сводку Совинформбюро, в которой извещают, что наши войска оставили город Ростов-на-Дону. Это был конец июля. Что вспоминали мама и бабушка – неделю страшных бомбардировок, огненные валы. Освободили город только в феврале 1943 года. И только обрывочные, когда-то оброненные воспоминания – как было трудно с водой и электричеством, как возделывали огород, и пытались все-таки хоть как-то учить ребятишек в школе. А клеймо «проживания на временно оккупированной территории» на долгие-долгие годы. Этот тоже страшный рубец не только войны, но и режима, по которому многие так тоскуют….
Одним из немногих уцелевших крупных сооружений в городе был собор на рыночной площади. Бабушка, не очень верующий человек, рассказывала, как стекались туда люди после освобождения города. Но опять-таки пресловутый страх – она деликатно называла это «концертами духовной музыки».
Пусть никогда-никогда люди больше не переживают и таких страхов!
С праздником. С днем Победы!