Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Categories:
  • Mood:

115 лет

Сегодня я буду есть мороженое не просто так, а со смыслом! Ибо 115 лет назад родился человек, который обожал мороженое до конца своей довольно долгой (94 года) жизни. И даже в последние недели жизни, когда она уже почти ничего не могла есть – 2 порции пломбира по 48 копеек в день потихоньку, по ложечке, но съедались. Да, сегодня мы с братом вспомним нашу бабушку Марию Александровну




Бабушка, брат и я. Конец 60-х


В конце марта 1896 года на хуторе Захарьевка близ города Мариуполя в семье зажиточного крестьянина Александра Васильевича Тищенко родился четвертый ребенок - дочь Манечка. Всего у Александра Васильевича и Дарьи Харлампиевны было 8 детей – только один умер в детстве. Справное было хозяйство – имел возможность Александр Васильевич не только одевать-обувать детей, но и дать образование – мальчиков определяли в реальное училище, девочек в Мариинскую гимназию. Имел возможность и снимать комнаты с пансионом для своих детей на время учебы – бабушка любила вспоминать, как она жила в семье депутата Государственной думы.
Как ждали юные гимназистки совместных балов с реалистами! Кто видел любимый бабушкин фильм «Сельская учительница» с Верой Марецкой, вспомнит гимназический бал. Маня Тищенко очень любила танцевать, и отбоя не знала от кавалеров. И вот на одном из таких балов ее старший брат, реалист Гриша подвел к ней своего одноклассника. Начался вальс – и этот коротышка наступил ей на ногу. Ох и рассердилась Маня!
- Ты с кем меня знакомишь! Он же танцевать не умеет! – выговаривала она брату.
Гриша только хмыкнул:
- Танцевать! Это что – самое главное? Этому ты научишь! А вот он самый умный в нашем классе! Присмотрись получше!
Так вот Маня и познакомилась с дальним родственником писателя Дмитрия Григоровича и последнего морского министра императорской России Ивана Григоровича – Игнатием Григоровичем.
Шло время. В 1911 году поехал Григорий Тищенко в Харьков – учиться на путейца, Игнатий – в Петербург, в Императорскую Военно-медицинскую академию.
Никто и не подозревал, какой перелом наступит в тот год, когда Маня окончит гимназию с дипломом домашней учительницы – в 1914 году.
Григорий Тищенко ушел на фронт и погиб в 1915 году.
Из Петербурга в Захарьевку, где Маня начала свою преподавательскую деятельность, шли письма – и было решено о свадьбе, как только Игнатий окончит академию – студентам в Российской империи не разрешалось жениться. Летом 1917 года пришло забавное письмо – слушал Игнатий на митинге какого-то Ленина, лидера большевиков, и пришел в восторг. Маня не слишком понимала, что такое большевики, но интуитивно чувствовала, что это не то, что надо – словно предчувствовала бурьян на месте процветающего хозяйства отца, - и ответила: «Большевики нам не больно нужны!» До конца жизни бабушка вспоминала этот свой ответ. Дедушка ее послушался – и не вступил в партию даже на фронте во время Великой Отечественной войны.
Свадьба состоялась 7 ноября 1917 года! Правда, по старому стилю (по новому, выходит, 20-го).
И понесла дальше судьба земского врача и учительницу по греческим селам юга Малороссии – та часть Российской империи исстари была заселена греками, о чем говорят такие названия городов, как Мариуполь, Мелитополь (полис – по-гречески «город»). Страшные перипетии гражданской войны, эпидемии тифа, испанки – все они пережили. Чудом спаслись от налета махновцев – в тот вечер уехали в гости, а вернувшись, застали пепелище. Но бабушка больше всего переживала не о погибшем имуществе – всегда говорила, что это дело наживное, а о сгоревших фотографиях родных и близких.
20-е годы – родилась моя мама, и семья осела в Мариуполе. Начинается НЭП – и в городском саду открывается кафе-мороженое, куда каждый выходной наведывается врач портовой больницы с женой – учительницей начальной школы, чтобы поесть мороженого с «сельтерской» (как тогда называли газировку). А потом город судачил о том, что «доктор с женой опять ели мороженое». Маленький городок, где всем до всего есть дело. Бабушка конфузилась, но любви к мороженому не изменяла.
30-е годы. Арестован младший брат бабушки, главный агроном Донбасса Алексей – его обвиняют в том, что он отравил лошадей на шахтах Донбасса. Арестован и сослан в Ухту муж младшей сестры. Мой прадед не выслан, но является «лишенцем», человеком, лишенным всех прав, даже права возделывать землю, на которой трудился с детства. Бабушка и дедушка изо всех сил стараются помогать родственникам – шлют посылки в Ухту с сухарями и луком, содержат Александра Васильевича. Но приходят и к ним….
Однако видимо, у мариупольских чекистов иногда включалось соображение – все они и члены их семей, а также их подруги были дедушкиными пациентами. А за свое здоровье они ой как переживали – и понимали, что лечить их будет некому. Но вот кто-то донес, что Мария Александровна Григорович позволяет себе щеголять в заграничных, как тогда говорили, чулках. Да, так оно и было – за большие деньги достали у спекулянтов тогда неслыханную роскошь – контрабандный товар, 12 пар шелковых чулок! Пришли с обыском – и изъяли 10 пар чулок, золотые десятки и янтарное ожерелье на золотой цепочке, о котором бабушка жалела больше всего.
Своей семейной сверхзадачей бабушка всегда считала культурное воспитание подрастающего поколения (что впоследствии мы с братом ощутили на себе в полнейшей мере). Самыми ценными вещами в доме было пианино и книги. Маму сызмальства учили музыке и языкам, а когда после войны семья переехала в Москву, то бабушка целиком посвятила себя дому и внукам. Она потрясающе готовила, шила, вышивала - но брат, в первую очередь вспоминает, как она, собрав всю царицынскую ребятню, читала вслух Гоголя и Майн Рида, ходила с ним на концерты и в театр. Любимым ее фильмом был «Сельская учительница», любимой актрисой – Вера Марецкая, обожала она Ивана Козловского. А как она любила Некрасова!
Из бабушкиных уст я впервые услышала историю расстрела царской семьи. И именно бабушка внушила мне, что любить Россию нужно всякую – царскую, социалистическую – любую.
Очень забавно, но именно от бабушки я узнала о взаимоотношениях полов – то, о чем, многие мои сверстники узнавали, в лучшем случае, от старших братьев и сестер. Оказывается, был в гимназии такой предмет «Гигиена», в котором говорилось не только, как мыть руки, но и как ухаживать за ребенком, и как жить друг с другом. Вот бабуля меня и просветила в тот момент, когда я становилась девушкой – очень тонко и деликатно.
Газеты и журналы бабушка прочитывала от корки до корки. Горе было тому, кто потревожит ее от 8 до 9 вечера, когда что-то там вещал «Голос Америки».
И когда у Володи родилась долгожданная дочка – вопрос, как ее назвать, даже не возникал – Маша, в честь любимой бабули.
Приближался бабушкин юбилей – 90 лет, но вышла из строя бабушкина обожаемая «Спидола» - и бабуля была лишена возможности слушать «вражьи голоса». Никакие «Соколы», «Селги», трехпрограммники ее не удовлетворяли – по ним Запад не слышно. Она поставила чуть ли не ультиматум – никаких подарков не надо, но «Спидолу» подавай! На дворе стоял 1986 год, эпоха тотального дефицита на все – и на радиоприемники тоже. Поехали мы отдыхать в тот год в город Мариуполь – так получилось. И надо же было такому случиться – именно там мы купили «Спидолу». Так бабушка получила любимый приемник из родного города – и еще четыре года своей жизни слушала обожаемые «голоса».
Вот такая – ничем не примечательная, обыкновенная, но хорошая была жизнь у нашей бабушки, которую мы очень любили.
Tags: Юбилейное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments