Грустно немножко.
Услышала сегодня утром по радио, что фирма «Кодак» прекращает выпуск фотопленки. Все на цифру переходят. Да, когда-то ушли в небытие фотопластинки, теперь уходят и пленки. С одной стороны – сколько же гадости уходило в природу со сливом в канализацию проявителей, закрепителей, промежуточной промывки. А все же немного грустно.
Фотоаппарат попал в мои руки в 10 лет вместе с книжкой «25 уроков по фотографии». Это был «Зоркмй-4». Как упоительно звучали цифры светочувствительности пленки – 32, 65, 130, 250. Как упоенно мы щелкали, пытаясь совместить значения выдержки и диафрагмы с помощью экспонометра «Ленинград»! Через мои руки прошли фотоаппараты «Смена-6», «Смена-8» - их разрешалось брать с собой в пионерлагерь, а потом и венец мечтаний – «Зенит ТТL» со встроенным экспонометром. А сначала надо было зарядить пленку в кассету – мы залезали в платяной шкаф, засовывали руки в рукава пальто – чтобы ни-ни ни лучика света! Отщелкали – и проявлять – с теми же предосторожностями заряжаешь бачок, разводишь проявитель и фиксаж, строжайше соблюдаешь температурный режим. Ой, не забыть включить таймер – время проявления от 5 до 8 минут, промывка – 2 минуты и 20 минут фиксаж! Ну, что там получилось? Э-эх – опять часть кадров либо с передержкой, либо с недодержкой. Но ничего, что-то удастся исправить! А пока сушим пленку.
Итак, какая у нас бумага – «Бромпортрет», «Новобром» - отлично! Начинается самая увлекательная часть, неведомая молодому поколению – печать карточек. Это можно делать только после того, как все вымылись и освободили ванную комнату. В ванну ставится табуретка, на нее кладется чертежная доска, а на нее увеличитель – у меня «Ленинград», у Ольги «Нева», у Кати «Юность». Дальше – красный фонарь, таймер, кюветы с проявителем, фиксажем и водой, пленку в увеличитель, фотобумагу в прижимную рамку, отодвигаем красный фильтр – и начинаем отсчет секунд. Быстренько бумагу в кювету с проявителем – и вот оно чуда – на совершенно белой бумаге проступает изображение. Можно и поэкспериментировать - чуть больше выдержку, поменьше или побольше резкость, вырезать в черной бумаге дырку и с ее помощью сделать «размытость». Время бежит незаметно, удается даже сделать что-то приличное с передержанного или недодержанного кадра, только родители почему-то нервничают, что ты до сих пор не спишь.
А теперь – глянцевать! Ой, каким же дефицитом были электроглянцеватели! Я его получила в подарок на день рождения, когда уже кончила школу. А мы выходили из положения так – накатывали мокрые фотографии валиком на окна. Родители смеялись – «Лишний раз окна помыли!»
Да, лучшим подарком на день рождения для нас были фотовспышки «Молния», таймеры, фоторезаки, красные фонари (они почему-то часто падали и бились), фоторукав для зарядки кассет, а еще лучше пленка в кассете. Потом пришла эпоха слайдов и пленки «Орвохром», за которой ездили в магазин «Лейпциг», - и фотопечать потихоньку стала уходить в прошлое. На смену «Зениту» пришел сначала «Поляроид», а потом «Минольта». Все необратимо идет вперед.