Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Categories:

Культурный досуг в выходные

Культурный досуг по выходным.
На сайте «Твоя Москва» я усмотрела бесплатную экскурсию «Русский Версаль — усадьба «Кузьминки». Ну и как было не воспользоваться такой чудесной возможностью! Тем более, что и погода супер! А мы там не были несколько лет!




“Влахернское-Кузьминки” — наверное, самая большая усадьба в городской черте современной Москвы. Среди других усадеб столицы она выделяется еще и тем, что ее архитектурно-парковый ансамбль с годами практически не изменился.
Ещё в начале 17 века место где позднее появится усадьба принадлежало Симонову и Николо-Угрешскому монастырю. В последствии Пётр I дарит будущие Кузьминки одному из богатейших людей своего времени промышленнику и заводчику Григорию Дмитриевичу Строганову, род которого владел именем полвека. В 1757 г. усадьба в качестве приданного получает старшая дочь промышленника А. Г. Строганова и с той поры имение переходит к роду Голицыных, с которым и будет связан его расцвет.
До наших дней сохранился комплекс хозяйственных и служебных построек усадьбы, которые мы с вами увидим во время нашего путешествия.
И конечно в ходе экскурсии мы узнаем:
— с чем связано необычное название усадьбы
— какие императорские особы ее посещали
— какой уникальный оркестр выступал перед гостями усадьбы
— почему самого известного владельца усадьбы князя С.М. Голицына называли “последним московским вельможей”
и многое другое, а также полюбуемся великолепными видами усадьбы .






В 1704 г. (по некоторым данным в 1702) Пётр I подарил Григорию Дмитриевичу Строганову земли, именовавшиеся Мельницей и принадлежавшие до этого Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. С этого момента началось усадебное строительство: при Строганове или чуть позже появился дубовый господский дом и хозяйственные строения. Между 1716 и 1720 годом сооружена деревянная церковь, освящённая в честь Влахернской иконы Божьей матери. После строительства церкви в документах стали писать: «село Влахернское, Мельница тож». В 1653 году отцу Петра I, царю Алексею Михайловичу, из Иерусалима были присланы два списка с этой иконы, считавшейся чудотворной. Один образ был помещён в Успенском соборе Московского Кремля, а второй образ за заслуги был пожалован Дмитрию Андреевичу Строганову, отцу первого владельца усадьбы Кузьминки. Этот список Влахернской иконы Божьей матери — фамильной святыни Строгановых, ныне находится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Позже церковь сгорела. Строительство ныне существующего каменного здания в стиле раннего классицизма начал в 1759 г. новый владелец усадьбы князь М. М. Голицын. Завершил строительство храма Родион Казаков.


Мы идём по липовой аллее к усадебной слободке.


В усадебной слободке располагались вспомогательные здания, хозяйственные строения, погреба и дома, в которых жили люди, обслуживающие усадьбу. Тут же находились квартира священника и воскресная школа. В деревянном одноэтажном здании располагалась больница, которая обслуживала не только владельцев усадьбы, но и окрестные селения. В этой больнице служил брат художника Василия Перова – и скончался от туберкулёза сам живописец. К сожалению, закрыт музей истории русской усадьбы.











Здания Птичьего двора располагались полуциркулем вблизи Нижнего пруда, во внутреннем дворе находился бассейн, наполненный водой. Здесь содержались различные птицы, в том числе, декоративных и редких пород. Во время войны 1812 года Птичий двор был разграблен, после чего птицеводческое хозяйство уже не восстанавливалось. Здания были перестроены под кузницу, центральное строение было надстроено (2-й этаж был отдан под квартиру кузнеца).





Очень грустно. Здание Померанцевой (Ранжевой) оранжереи было построено в 1811—1815 годах на берегу Верхнего пруда на месте небольшой деревянной оранжереи по проекту архитекторов Доменико Жилярди, Афанасия Григорьева и Алессандро Жилярди. Состоит из трех частей: центральной с высокими потолками для самых крупных деревьев и двух боковых. В 1890-х годах здание частично было перестроено. В 2007 году в оранжерее случился пожар, после которого она не была восстановлена. В здании частично сохранилось первоначальное декоративное убранство начала, в том числе — роспись плафона в «египетском» стиле. В настоящее время здание в полуразрушенном состоянии. Огорожено. Не используется музеем. Восстановительные работы не проводятся.



А вот это уже повеселее. Здесь работы были проведены, как и на мостиках. Круглая пристань
На берегу Верхнего пруда между господским домом и оранжереей в 1811 году была построена Львиная (по установленным на ней скульптурам львов) или Круглая (по форме) пристань — она соединялась паромом с пристанью на противоположном берегу пруда. В начале XX века круглая пристань была разрушена, с конца 2006 года проводится её восстановление.














Грот - неизменное украшение русской усадьбы







Банный домик



И венец усадьбы - Здание Конного двора на левом берегу Верхнего пруда недалеко от плотины было построено в 1805 году, перестраивалось в 1823 году архитектором Доменико Жилярди. В помещениях Конного двора находились конюшни, склады для хранения фуража и специальной утвари, стояли сани и кареты. В стене, огораживающей двор и выходящей на Верхний пруд, встроены здания двух жилых павильонов (по углам), служивших гостиницами для приезжавших в усадьбу гостей и в центре — Музыкального павильона. По краям музыкального павильона в 1846 году были установлены скульптуры, аналогичные установленным на петербургском Аничковом мосту и также отлитыми на голицынских заводах.
В 1978 году здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора находились в заброшенном состоянии. В начале 2000-х годов весь комплекс двора был восстановлен, а в его помещениях — организованы музейные экспозиции, демонстрирующие конюшни, каретный, фуражный и сенной сараи и манеж, в котором проводятся конно-спортивные мероприятия. В Музыкальном павильоне двора организуются концерты со зрительными местами на берегу пруда.







Усадьбу Кузьминки посещали Петр Первый, Екатерина Вторая, супруга Павла Первого Мария Федоровна, Николай Первый. Славилась усадьба и своим роговым оркестром. Он состоял из 40 медных инструментов разных объемов. Каждый инструмент издавал только один звук. Сорок звуков разнородных по трехоктавной лестнице с полутонами как фортепианных клавиш допускали модуляции во всех тонах и духовые как бы воздушные гармонии. Такая живая шарманка с ее эоловыми дуновениями внушала восторг. Но какова же была участь музыканта, имевшего по расчету свистеть в неизменную дырку неизменную нотку.













Есть на территории усадьбы музей Паустовского – нго туда мы просто не дошли. Придём другой раз!

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бухта Радости

    Бухта Радости. Пандемия препятствует выездам на море? Ну и ладно, отложим. И в Подмосковье тоже можно найти пляжные места. А в голове всё крутится…

  • Учусь делать селфи

    Стрижено-крашено

  • Братеевская пойма

    Ну вот ещё одна зелёная точка в нашем округе. Вернее, не точка, а запятая, ибо парк «Братеевская пойма» длинный и узкий. Он вытянулся вдоль…

  • Попугайские нежности

    С утра на любимом месте

  • Царицыно

    Нижний Царицынский пруд Создан в 17 веке. Долгое время назывался Развиловый, ибо по форме напоминает развилку. Площадь около 57 га. Царицынские пруды…

  • Борисовские пруды

    Купаться здесь не рекомендуется. Я и не буду. А так здесь есть все для пляжного отдыха - зонтики, лежаки, песочек, раскидистые ивы для тени. Есть и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments