
В эти дни исполняется 250 лет одному из величайших морских сражений русского флота – Чесменской битве.
Так получилось, что с малых лет одними из самых любимых книг у меня были книги З. Перля «Боевые корабли» (увы, имя автора не значится даже в книге) и Льва Успенского и Алексея Антрушина «Спутник пятнадцатилетнего капитана», посвящённые истории флота. Чесменскую колонну и картину Айвазовского я увидела немного позже, а пока с замиранием сердца следила за героической гибелью корабля «Святой Евстафий». «Евстафий», подошедший к турецкому флагманскому 90-пушечному кораблю «Реал-Мустафа» на ружейный выстрел, все более и более сближался с неприятелем. Адмирал Г.А. Спиридов в парадной форме, с обнаженной шпагой расхаживал по юту. Поставленным тут же музыкантам приказано было: «играть до последнего». Сражающиеся корабли сошлись борт о борт; на «Евстафии» перебитый такелаж и рангоут, поврежденные паруса и множество убитых и раненых не давали возможности удалиться от противника, с которым перестреливались уже из ружей и пистолетов. В час дня от огня единорогов с «Евстафия» на «Реал-Мустафе» возник пожар, вскоре распространившийся по всему кораблю. Наконец корабли свалились, русские матросы перебежали на неприятельский корабль, и начался отчаянный рукопашный бой, во время которого турецкий корабль продолжал гореть. Охваченная огнем грот-мачта его упала поперек «Евстафия». Искры посыпались в открытую во время боя крюйт-камеру. Раздался оглушительный взрыв — «Евстафий» взлетел на воздух, а вслед за ним и «Реал-Мустафа». Адмирал Г.А. Спиридов, убедившись в невозможности спасения корабля, в соответствии с уставом перед взрывом вместе с графом Ф.Г. Орловым сошел на шлюпку. С ближайших русских кораблей к «Евстафию» спешили шлюпки, но они успели принять только Г.А. Спиридова, Ф.Г. Орлова и несколько человек. На корабле погибло до 620 человек, в том числе 22 офицера, и спаслось до 60. В числе последних был командир корабля А.И. Круз, выброшенный взрывом с корабля и удержавшийся на воде на обломке мачты, с которого был снят подошедшей шлюпкой.
Очень впечатляли в то время и названия кораблей «Три иерарха», «Не тронь меня». В возрасте 7-8 лет не очень разбираешься в тонкостях политики, из- за чего шло сражение – восхищал героизм русских моряков.
И вот в атаку пошли брандеры. С началом атаки брандеров русские корабли прекратили огонь. Из четырех брандеров один (капитан-лейтенанта Т. Макензи), не дойдя до неприятельской линии, стал на мель, другой (капитан-лейтенант Р.К. Дугдаль) был взят на абордаж турецкими галерами, третий (мичман князь В.А. Гагарин) свалился с уже горевшим кораблем. Командир же четвертого брандера, лейтенант Д.С. Ильин, не только сцепился с большим турецким 84-пушечным кораблем, но когда зажег свой брандер, то, отойдя на шлюпке, еще посмотрел, каково будет его действие. Громадный турецкий корабль с грохотом взлетел на воздух, горящие обломки посыпались на соседние корабли и они также загорались. Убедившись, что он сделал свое дело, Д.С. Ильин на шлюпке вернулся на «Трех Иерархов».
С окончанием атаки брандеров русские корабли, обеспечивающие их атаку, вновь открыли огонь по противнику. В конце второго часа два линейных турецких корабля взлетели на воздух. В 2.30 еще три турецких корабля прекратили свое существование. К 3 часам бой прекратился; наши суда, осыпаемые искрами, спешили оттягиваться от горевших кораблей и выводить турецкие суда, не охваченные огнем, спасая оставшихся живых неприятелей. К этому времени в бухте полыхало свыше 40 судов, представляя собой море огня. С 4 часов до 5.30 взорвались еще шесть линейных кораблей. В 7-м часу раздался оглушительный взрыв, по силе превосходивший все то, что было до сих пор — это одновременно взорвались еще четыре корабля.
Взрывы на турецких кораблях продолжались до 10 часов. В 9 часов русские высадили на берег десант который взял батарею на северном мысу.
Турецкий флот был уничтожен: у неприятеля сгорело 15 кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов, погибло до 11 тысяч турок.
По словам очевидцев, вода в бухте представляла собой густую смесь пепла, грязи, обломков и крови.
Русские моряки спасли от огня и вывели из бухты корабль «Родос» и 6 галер. «Родос» восполнил потерю «Евстафия», его командиром был назначен спасшийся с «Евстафия» капитан 1-го ранга А.И. Круз.
Наши потери были ничтожны: только на одном корабле «Европа», получившем 14 пробоин, убитых и раненых было 9 человек, да на корабле «Ростислав» — несколько повреждений в рангоуте и корпусе.
В память этой победы была выбита медаль, на одной стороне которой был портрет Екатерины II, с другой — изображен горящий турецкий флот и надпись «БЫЛ».
После уничтожения турецкого флота при Чесме русский флот завоевал стратегическое господство на театре и получил возможность осуществлять блокаду Дарданелл и уничтожать морскую торговлю противника. 28 июня, исправив повреждения, русские корабли покинули Чесменскую бухту.