День седьмой.
Листы каменной книги. Петроглифы.
Следы на камне
Маленькое отступление. Почему-то я могу припомнить не так-то много произведений художественной литературы о жизни людей первобытного общества.
Что вспоминается в первую очередь - Эрнест д`Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», Жозеф Рони-старший «Борьба за огонь» и «Пещерный лев», - и эта книга историка, археолога, этнографа, - Александра Михайловича Линевского, который в 1926 году, будучи студентом, работая в этнографической экспедиции, обнаружил вблизи города Беломорска (тогда села Сороки) скалу «Бесовы следки» с картинами, высеченными первобытными художниками не менее чем 4 – 6 тысяч лет назад. Эта повесть, которой я зачитывалась в школьные годы, называется «Листы каменной книги», - о подростке из племени, жившего здесь, в Сорокской губе Белого моря по имени Льок, которого племя назначило своим колдуном, и который высекал на скале изображения животных и птиц, а охотники метали в них свое оружие с заклятием: «Попал сейчас – попаду и на охоте». Книга впервые вышла в 1930 году, и многократно переиздавалась.
И вот, сегодня мы и направляемся к той самой скале. Пока едем на автобусе, я, не удержавшись, спрашиваю экскурсовода об этой книге. Она радостно сообщает, что эта книга входит в школьную программу карельских школ. Мои одногруппники делают ушки топориком – они о ней не слышали, но судя по моим отзывам, которым (не хвалясь) они уже склонны доверять, книга интересная!
Автобус тормозит на маленькой площадке – отсюда нам предстоит пеший переход по лесной тропинке километра полтора-два. Мы идем, наслаждаясь дивным, насыщенным хвоей воздухом и потрясающей северной природой.
Вот мы и на месте. А где же скала? Я вижу нагромождение валунов, окруженных деревянными мостками, на которых свалена чья-то обувь. Ой, надо же – группы туристов ходят по этим валунам босиком! По камням! Ту же наша экскурсовод сбрасывает обувь и приглашает нас сделать то же самое. Оказывается, от камней исходит какое-то таинственное тепло.
А где же рисунки? Да вот они, под ногами – первым нас встречает пляшущий человечек-шаман.
Рисунки эти, как грибы в лесу, их сразу и не разглядишь, а потом, когда знающий человек покажет на них, удивляешься, как это их не видишь!
Вот маленькие лыжники, преследующие лося, а вот лодка с гребцами, вышедшими на промысел на морского зверя – на белуху, моржа или кита, или, как их иносказательно называли герои повести Линевского «белого червя», «усатого старика» или «гору жира и мяса». А тут высечены гуси, лебеди. Кто-то умудрился рассмотреть даже сцены из семейной жизни и даже роды – но на снимках они, в отличие от зверя-лося не получаются.
Между валунами журчат ручейки, стекающие в маленькие озерца, - и экскурсовод Ирина предлагает нам окунуть ладони в ручей, и натереть ладони и ступни охрой «на счастье». Она рассказывает, как радуются карельские школьники, когда их в обязательном порядке привозят сюда осенью на экскурсию, обращает внимание на исключительную положительную энергетику этого места. Да, хочется бродить и бродить по этому месту.
А вот и вездесущие продавцы сувениров. И надо же – у одного из них громоздятся стопки повести Линевского. Наша группа сметает их сразу. Беру и я – для подарков.
Увы, экскурсия заканчивается, а после обеда нас приглашают на экскурсию по Беломорску. Достопримечательностей в этом городе, бывшем селе Сороки, практически нет – церковь Зосимы и Савватия, Горелый мост и Угольный порог реки Выг – черные камни, через которые с грохотом перекатываются воды рек Выг и Сороки.
Церковь Зосимы и Савватия в Беломорске
Угольный порог реки Выг
Суровая природа этого края не располагала к сантиментам – провожали поморские женщины своих мужей на промысел в море, и не всегда дожидались их обратно. Да и по благоустройству город представляет собой резкий контраст с городами Вологодчины, а тем более, Ярославщины, и как ни странно, даже с поселком на Соловецких островах. Но как же красива и величественна здешняя природа. Невольно вспомнишь песню со старой-старой пластинки, которую исполняла Лидия Клемент (а потом Мария Пахоменко и Майя Кристалинская)
Отражение в озере
« Карелия»
В разных краях оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться,
Как не любить несравненные эти края.
Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей десницы
Над голубыми глазами озер.
Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая, белая, белая ночь напролет.
И не понять, то ли небо в озеро упало,
И не понять, то ли озеро в небе плывет.
Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.
http://www.youtube.com/watch?v=DOzUZnZHEsY
- Current Mood:
high
- Current Music:Долго будет Карелия сниться
Comments
По правде говоря, я к камням (как и всяким-разным мумиям) отношусь равнодушно, священного трепета не испытываю, но рассказ всё равно очень интересный!
В Беломорске, кстати, церковь Зосимы и Савватия, а не Успенская - http://sobory.ru/article/index.html?object=04653
Да, мы дезертировали из задымленной Москвы! А тут погода была - чудо!