Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Categories:

Культурный досуг в выходные

12 июня начал накрапывать дождик, и решая, куда отправиться – на ВДНХ или в Царицыно, мы остановили свой выбор на…..
1543
Таврический зал

Разумеется, Царицыно! Там столько интересных выставок, и под крышей!
1536
Сияющий сад и таинственный парк – любимая тема в культуре Серебряного века. Сад питает воображение и рождает символы, соединяет природные стихии с изысканными формами искусства. Образ сада изменчив: цветок, в котором скрыта Вселенная, оживающий кованый стебель в ограде особняка, библейский Рай и античная священная роща. Александр Блок однажды сказал: «Что нам сажать розы на земле, не лучше ли на небе?». «Небесным садоводством» занимались писатели Чехов и Гаршин, поэты Бальмонт и Анненский, художники Васнецов и Гончарова, архитекторы Шехтель и Квятковский. Интеллектуалы Серебряного века, влюбленные в старинные парки, – Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Алексей Греч, — стали историками и защитниками садового мира уже в ХХ веке.
Выставка, на которой представлено около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. Каждый зал – как глава одной этой большой книги. «Сад символов» представляет загадочные цветы Александра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка. В следующем зале в цвете и рельефах воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года – «Теремок» Головина, который приютил мебель из двух рассадников нового стиля – Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о «каменном саде» в архитектуре русского модерна.
Два больших зала посвящены живописным воплощениям сада. «Сад памяти» показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, малые сокровища пейзажного искусства — пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, удивительная и малоизвестная картина Эльзы Баклунд «Бабушкино платье», любимые парки Александра Бенуа — Петергоф и Версаль. Можно долго рассматривать крошечные гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой, на которых показаны моменты жизни Павловского парка, утро и вечер, солнце и дождь, туман и радуга. Зал «Сад мечты» посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал «сады моей души». Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, созданные по собственным фотографиям, лирические образы художников «Голубой розы», искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.
Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивают всю культуру Серебряного века. В зале под названием «В старой усадьбе» представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих «над просветленною страданьем красотой». Здесь представлена и большая серия художественных фотографий, в которых усадебный парк уже овеян туманом времени. «Сады на сцене» – это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету «Павильон Армиды», где представлены постановки Мариинского и Художественного театров, Частной русской оперы и «Русских балетов».
Жизни в саду, дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в рекламе спектаклей и даже клея «Синдетикон» посвящен зал «Человек в саду». Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском саду «Аквариум», весёлые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева. Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале «От сада к пейзажу» собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой. В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет, и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.
В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров «Голубой розы». Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев – статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал – в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик. Великий памятник еще можно спасти, и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.
«Сады Серебряного века» – это уже второй проект куратора Бориса Соколова в Царицыне. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошла выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Тема паркового искусства будет продолжена в конце лета вторым Фестивалем исторических садов и парков «Сады, вдохновленные историей», который, как и прошлогодний фестиваль, пройдет под открытым небом.
Но снимать получается мало – всё очень затенено.
1538



1537
Идём в Екатерининский зал
26 марта в Большом дворце открылась новая экспозиция. Она рассказывает об истории памятника, ставшего одним из самых важных и известных экспонатов ГМЗ «Царицыно» – от замысла его создания в марте 1885 года и до установки в Екатерининском зале Большого дворца в 2007 году. Эта выставка открывает юбилейную программу, посвящённую 290-летию со дня рождения основательницы царицынского дворцового ансамбля — императрицы Екатерины II.
Решение о создании памятника Екатерине II, который сейчас украшает Екатерининский зал Большого дворца в Царицыне, было принято на заседании Московской городской Думы в марте 1885 года. Поводом послужило 100-летие со дня издания императрицей 21 апреля 1785 г. Жалованной грамоты городам Российской империи. Создать статую Екатерины II было предложено скульптору М. М. Антокольскому. Первоначально предполагалось установить её на Воскресенской площади (сейчас площадь Революции) перед новым зданием городской Думы. Представленные Антокольским два варианта модели не устроили императора Александра III. От услуг скульптора пришлось отказаться, а статую Екатерины было решено установить не на площади, а в Большом зале заседаний городской Думы. После этого за работу над статуей Екатерины II взялся архитектор Д. Н. Чичагов, чей проект здания Думы победил на конкурсе. Он же выполнил рисунок статуи. Изготовлением её занялся скульптор А.М. Опекушин, который к тому времени уже прославился как автор группы фигур на памятнике Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873), автор памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре (открыт в 1880) и многих других монументов.
Открытие скульптуры Екатерины II состоялось на торжественном заседании Городской Думы 6 ноября 1896 года, в день 100-летия со дня кончины императрицы. На мероприятии присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна и другие.
После Октябрьской революции 1917 года скульптуру вывезли в Государственный музей изящных искусств. Не один раз над ней нависала угроза уничтожения. Спас её директор ГМИИ имени А.С. Пушкина скульптор С. Д. Меркуров, «спрятав» у своих друзей в Армении.
В 2003 году Правительство Москвы договорилось с властями независимой Армении о возвращении ее в Москву. В 2006 году, после того как в Третьяковской галерее была закончена реставрация скульптуры, было принято решение передать ее в музей-заповедник «Царицыно». Для транспортировки трёхтонный скульптуры был организован специальный транспорт с охраной. А чтобы внести её в Екатерининский зал пришлось разобрать один из дверных проёмов. Появление статуи Екатерины II стало огромным событием в жизни музея.
В экспозиции впервые представлены материалы, связанные с историей создания памятника – модель будущей скульптуры, серебряный мастерок с закладки нового здания Московской городской Думы, архивные фотографии и документы, в том числе письмо Опекушина о согласии работать над созданием скульптуры и письмо Меркурова об отправке её в Армению, отливочные формы, по которым восстанавливались утраченные в ХХ веке детали скульптуры.
Экспозиция изумительная, её надо видеть. Идёт полное погружение в век Екатерины, с оживлением картин.
1539

Ну и «Монплезир в Царицыно
Для музея-заповедника «Царицыно» выставка «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно» стала достойным продолжением темы «музейных гастролей». Один из любимых царицынских жанров на этот раз приобрел необычный формат: в залы Большого дворца переселилась вся коллекция музея Екатерининского корпуса Монплезира Государственного музея-заповедника «Петергоф». И Царицыно, таким образом, на два года превращается в то единственное место, где можно будет увидеть собрание одного из петергофских дворцов-музеев.
Выставка, как и сам музей Екатерининского корпуса, посвящена в первую очередь Александру I и искусству его эпохи, отраженному в предметах мебели и художественного убранства, характерных для интерьеров первой четверти XIX века. Ведь именно при этом императоре помещения небольшого растреллиевского дворца претерпели последние преобразования и были окончательно оформлены в стиле александровского ампира. Однако в названии корпуса сохранилась память не об Александре I и даже не о заказавшей постройку Елизавете Петровне, а о Екатерине II. Она жила здесь в течение 15 лет в качестве жены наследника престола и отсюда начался ее путь к российскому престолу, когда в 1762 году она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор против мужа, а через день вернуться в сопровождении гвардейцев уже императрицей. Символично, что выставка, продолжающая ключевую для Царицына тему истории императорской династии, открывается в год 290-летия со дня рождения Екатерины II.
В этом году музей Екатерининский корпус закрылся на реставрацию, которая продлится до 2021 года. И все это время его коллекция будет гостить в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно».
1556


1557


1547


1548


1549


1550


1551


1552


1553


1554


1555


1545


1546
И потом мы утопаем в трёх царицынских оранжереях!
1559


1560


1561


1562





1564


1566


1567


1568


1569


1570


1571


1572


1573


1574


1575


1576


1577


1578


1579


1580


1581


1582


День России удался!


Subscribe

  • Культурный досуг не только в выходные

    Культурный досуг не только в выходные Итак, 27 октября, накануне Дня бабушек и дедушек в Москве прошла интеллектуальная игра «Квиз, плиз!».…

  • Культурный досуг не только в выходные

    Культурный досуг не только по выходным. Ежегодно в нашем округе на танцевальной площадке в парке у метро «Орехово» проводится фестиваль «Осенний…

  • Воспоминания о лете

    Я реликт, читающий газеты. Есть в нашем округе такая симпатичная бесплатная газета «Южные горизонты». По субботам её раскладывают в ящики. Я её…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Культурный досуг не только в выходные

    Культурный досуг не только в выходные Итак, 27 октября, накануне Дня бабушек и дедушек в Москве прошла интеллектуальная игра «Квиз, плиз!».…

  • Культурный досуг не только в выходные

    Культурный досуг не только по выходным. Ежегодно в нашем округе на танцевальной площадке в парке у метро «Орехово» проводится фестиваль «Осенний…

  • Воспоминания о лете

    Я реликт, читающий газеты. Есть в нашем округе такая симпатичная бесплатная газета «Южные горизонты». По субботам её раскладывают в ящики. Я её…