Наш короткий отдых закончен. Во-первых, хочется сказать:
- Да здравствует Крымский Мост!

До 1944 года вопросы строительства моста через Керченский пролив рассматривались в Российской империи. В 1944—1945 годах существовал Керченский железнодорожный мост, однако достроен он не был, а в конце февраля 1945 года льдом, нагнанным ветром из Азовского моря, мосту были нанесены значительные повреждения и правительственная комиссия, оценив масштабы разрушений, дала рекомендацию мост разобрать.
В скором времени после разрушения моста началась проработка вариантов строительства новой переправы. Был запроектирован высоководный двухъярусный мост на два железнодорожных пути и две полосы для автотранспорта от Еникале до косы Чушка длиной 6 км и стоимостью сооружения 850 млн рублей. Высота подмостового габарита на судоходном пролёте предполагалась 40 м, максимальная глубина погружения свай — 55 м. Схема моста: 3×55 м + 8×110 м + 8×220 м + 8×110 м + 25×55 м + эстакада. 18 мая 1949 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве моста, хотя строительные работы велись ещё с 1947 года. В 1950 году строительство моста было прекращено и началось сооружение паромной переправы.
В 1970-х годах вопрос о сухопутной связи через пролив был поставлен вновь, но из-за нехватки средств, проект реализован не был. В начале 1990-х годов был объявлен конкурс на участие в реализации проекта транспортного перехода через Керченский пролив; в это время существовало 4 проекта перехода (два мостовых и два тоннельных). Крымские власти видели в строительстве моста поддержание связей с Россией и дальнейшее закрепление «промежуточного» (а не сугубо украинского) положения Крыма между соседними странами. Тогда президентом Крыма был Юрий Мешков, ратовавший за единение с Россией. На территории Крыма тогда даже действовало московское, а не украинское время. Но Юрий Мешков был лишён поста 17 марта 1995 года, в соответствии с Законом Украины «Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым», которым фактически ликвидировался суверенитет Республики Крым (1992—1995 гг.) и она преобразовывалась в Автономную Республику Крым — лишённую суверенитета административно-территориальную автономию в составе Украины. Кроме того, долгое время (вплоть до присоединения Крыма к РФ) мост выдвигался в качестве одного из элементов кольцевой автодороги вдоль черноморского побережья, проект которой обсуждался в рамках ОЧЭС, или же как часть «возрождённого Великого шёлкового пути».
Возможность постройки моста обсуждалась в 2008 году на уровне премьер-министров и в том же году проектирование и строительство моста попадает в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года», а в 2010-м вопрос обсуждался на уровне президентов Украины и России. Звучали оценки стоимости от 0,5 до 4 млрд долларов США. 17 декабря 2013 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, Кабинет министров Украины утвердил соглашение в январе 2014 года, однако вскоре в стране произошла смена власти и переговоры о строительстве моста прекратились
Крымчане и отдыхающие ждут, когда он станет ещё и железнодорожным. Ибо не всем может понравится не совсем чистый автобус, ждущий нас в Анапе, на который, как оказалось, было ещё вдобавок продано больше билетов, чем мест. И пробки на дорогах – ведь за 25 лет на территории Крыма не было построено ни одной новой магистрали – это теперь идёт бурное строительство. Железную дорогу обещают построить совсем новую.
Пансионат – чудесный, искренне всем его рекомендуем. Особенно хорош для семейного отдыха.
А на обратном пути на Крымском мосту была проверка документов и багажа!
Непонятно ещё, почему туда мы ехали на поезде Москва – Анапа 29 часов, а обратно из Краснодара, фирменным новороссийским - всего 19.
А во-вторых - очень хочется приехать сюда снова!