Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Categories:

Белорусский мотив в песне вереска, в песне ракит

Мир белорусских местечек
Будслав
Вечером ребёнок Дима пришёл ко мне в номер с учебником английского. Ох, велика тяга к знаниям!
- А знаете, я бы здесь точно стал отличником по русскому языку!
Так как мы с ним ещё немножко занимаемся и русским, и литературой, то эта информация меня крайне заинтересовала!
- Каким образом?!
- А так – здесь всё как слышится, так и пишется! Видели, как здесь написано «ЦЫРК»!
- ЦЫР…. !!!! У меня, как у Каролины в «Принцессе цирка» полцирка в горле застряло! Пришлось срочно довести до сведения ребёнка, что мы находимся в другой стране, где другой язык со своими правилами правописания. И хотя языки похожи, но они разные! Ребёнок Дима был страшно разочарован!
DSCN3727 (640x479)


Ну что же – едем по белорусским местечками! Нет в Беларуси водных артерий, хотя они и гордятся своим батькой Нёманом – но всерьёз его крупной водной артерией считать, конечно, не приходится – и связь и торговля шла по трактам и шляхам – а вдоль трактов и шляхов вырастали местечки. Это уже не деревня, но ещё и не город, так, по-современному - посёлки городского типа – многонациональные и многоконфессиональные
Едем по красивейшим полям и перелескам. Проезжаем несколько горнолыжных курортов – хотя самая высокая гора Беларуси Свободная имеет высоту 332 метра, горнолыжный спорт здесь усиленно культивируют и создают насыпные трассы..
Минуем Хатынь. Вчера можно было взять дополнительную экскурсию – но да простят нас павшие безвинные жертвы – не было на это эмоциональных сил. Просто помолчим, а кое-что я выскажу в самом конце, когда буду подводить итоги.
На этих дорогах когда-то родилась замечательная песня «Когда я на почте служил ямщиком». Польский поэт Владислав Сырокомля в 1844 году в местечке Мир в таверне историю, рассказанную ему старым почтальоном. История произошла на почтовом тракте Петербург — Варшава, в 70 верстах от Минска. На территории Царства Польского почта доставлялась почтальоном на коне, с сумкой и сигнальным рожком, а не на санях с тройкой
В польском оригинале объясняется причина смерти девушки. Почтальон, спеша выполнить поручение и заехать к любимой, не оказывает помощи замерзающему в дороге путнику. Возвращаясь, он видит труп и обнаруживает, что это и была его возлюбленная
Потом на русский язык стихотворение перевёл Леонид Трефолев, а Яков Пригожин положил на музыку. И романс вошёл в репертуар таких замечательных русских певцов, как Фёдор Шаляпин, Сергей Лемешев, Лидия Русланова
Когда я на почте служил ямщиком,
Был молод, имел я силёнку,
И крепко же, братцы, в селенье одном
Любил я в ту пору девчонку.

Сначала не чуял я в девке беду,
Потом задурил не на шутку:
Куда ни поеду, куда ни пойду,
Всё к милой сверну на минутку.

И любо оно, да покоя-то нет,
А сердце болит всё сильнее.
Однажды даёт мне начальник пакет:
«Свези, мол, на почту живее!»

Я принял пакет — и скорей на коня,
И по полю вихрем помчался,
А сердце щемит, да щемит у меня,
Как будто с ней век не видался.

И что за причина, понять не могу,
И ветер так воет тоскливо…
И вдруг — словно замер мой конь на бегу,
И в сторону смотрит пугливо.

Забилося сердце сильней у меня,
И глянул вперед я в тревоге,
Потом соскочил с удалого коня, —
И вижу я труп на дороге.

А снег уж совсем ту находку занёс,
Метель так и пляшет над трупом.
Разрыл я сугроб-то и к месту прирос, —
Мороз заходил под тулупом.

Под снегом-то, братцы, лежала она…
Закрылися карие очи.
Налейте, налейте скорее вина,
Рассказывать больше нет мочи!



А впереди у нас Будслав, который гордится своей чудотворной иконой Матери, к которой ежегодно стекаются тысячи пилигримов на «фэсты».
Впервые упоминается в документах в 1504 г., когда великий князь ВКЛ Александр подарил виленским бернардинцам (ветвь францисканцев) 6 000 моргов леса над рекой Сервечь в Марковском старостве. Получившие землю монахи жили по 2-4 человека в постройках-будах, имея при этом часовню.
В 1591 году был построен деревянный храм Посещения Марией Елизаветы, в котором находился чудодейственный образ иконы Матери Божьей, привезённый в 1598 году Яном Пацем из Рима (дар папы римского Климента VIII) и в 1613 году переданный в церковь. Икона выполнена в стиле позднего итальянского ренессанса масляными красками на холсте (72 х 65 см) и закреплена на раме.
В 1633-1643 гг. в Будславе был построен небольшой каменный костёл по инициативе полоцкого воеводы Януша Кишки и гвардиана виленского монастыря бернардинцев Флориана Колецкого. Часть затрат понес ловчий великий литовский Николай Долмат Исайковский. Руководил строительными работами немецкий каменщик из Полоцка Андреас Кромер. В хронике будславского монастыря записано: «Hanс parvam Ecclesiam Andreas Kromer Faber murarius natione Germanus, Fide Ruthenus de Polocia». В других документах мастер назван как Андрюс Кромер, который в 1647 году заключил договор на строительство костёла Св. Войцеха для минского монастыря бенедектинок. Автор Бернардинской хроники за 1656—1671 гг. отец Томаш Дыгань писал, что поводом для строительства костёла было явление Матери Божьей. В 1643 году мастером по резьбе Петром Грамелем был изготовлен двухъярусный алтарь с 20 золочеными скульптурами святых Ветхого Завета.
В 1646 году на обратной стороне иконы Будславской Матери Божьей была сделана памятная надпись о времени строительства алтаря для нового каменного храма.
В 1650 году приор будславского монастыря Элевтерий Зелеевич издал в Вильно книгу на латинском языке про чудеса иконы Матери Божьей Будславской в период с 1617 по 1650 года. Книга имела пышное барочное название «Зодиак земли небесной, или Будская Пуща милостями Божьими окутанная, которые люди ощущают при чудотворной иконе Святейшей Девы Марии, что в костёле отцов Бернардинов». В книге упоминается Ян Хризостом Слизень, новорожденный сын ошмянского подстолия Александра Казимира, который проживал в миле от Будслава. Он родился неживым, однако «пожертвованный к Буде» — ожил.
Во время русско-польской войны 1654—1667 гг. монахи вывезли икону в Соколку (Белостокская область), откуда её вернули после войны.
В 1655 — 1689 гг. за Будскую пущу между бернардинцами и семьей Слизней произошел спор, завершившийся мирным соглашением. В XVII столетии семья Слизней являлась попечителем будславского монастыря, которому принадлежало небольшое сельское угодье. Ошмянский стольник Александр Слизень избрал будславский костёл в качестве своей усыпальницы. После его смерти в костёле была установлена мраморная эпитафия. В 1656 году в монастыре находилось 16 монахов.
В XVII столетии в Буде прославились своим смиренным образом жизни отец Мартин Война, отец Николай Черницкий и мирянин Валентий Зимно.
В 1674-1677 годах виленский суффраган Николай Слупский провел каноническую визитацию диоцеза и сделал описание отдельных приходов. В Буде (будславском приходе) он совершил миропомазание 489 верующих. Костёльные колокола в то время исполняли также функцию часов и звонили три раза: в 6-00, 12-00 и 18-00.
На колоколе будславского храма в XVII столетии была латинская надпись: «Asumptio B.M.V. Anno Dom. 1681», а ниже: «Joannes Delmar me fecit».
В 1750—1756 годах с северной стороны храма на деньги меценатки Варвары Скорульской был построен двухэтажный монастырь в виде буквы П с внутренним двориком. 29 июня 1767 года было начато строительство нового костёла. Инвентарные записи храма сообщают, что возводил костёл гвардиан монастыря Константин Пенс. Существует версия, что автором проекта был И. Фонтана, который был женат на сестре К. Пенса. Спонсорами проекта являлись Ю. Караховский, воевода Огинский, А. Гутарович, А. Укольский, В. Скорульская. Первый каменный костёл стал боковой часовней Святой Варвары.
7 сентября 1783 года костёл был освящён в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии епископом Франтишком Алоизом Гзовским.
С 1756 года при монастыре существовала музыкальная школа на проценты от капитала, который пожертвовала жена ковенского хорунжего Варвара Скорульская. В 1731—1797 гг. в духовной школе монастыря изучали моральную теологию и риторику, при этом монахов насчитывалось 4-17 человек. Приход впервые упоминается в 1788 году. В 1793—1842 годах действовали двухклассная школа и госпиталь. В 1821—1825 годах профессор Раймундус Петрович печатал в Будславе песни о Святой Деве Марии и изготавливал её иконки. После закрытия монастыря в 1852 году монахи Г. Т. Вольский, Манстович, П. Богданович, Загорский, Маркевич принимали участие в восстании 1863—1864 годов.
В 1991-1992 годах икона Будславского храма была реставрирована Виктором Лукашевичем. В 1992 году возродилась традиция паломничества к святыне. Папа Римский Иоанн Павел ІІ присвоил костёлу в 1994 году титул Малой базилики. 2 июля 1995 г. в Будславе прошёл большой католический праздник, на котором присутствовал апостольский нунций Август Маркета.
DSCN3725 (462x640)
Костёл

P1100523 (640x458)


P1100524 (640x460)


P1100525 (640x480)

DSCN3727 (640x479)
Плебания (дом священника)
DSCN3729 (640x471) (640x471)
DSCN3730 (470x640) (470x640)
Алтарь

Вот такой маленький городок – а история богатая!
Наше путешествие продолжается. Впереди Глубокое.
Продолжение следует!

Subscribe

  • Домашний архив

    Давно я собиралась разместить уникальный альбом выпускников «Выпускъ врачей Военно-медицинской Академiи» 1917 года, среди которых Игнатий…

  • Домашний архив

    Когда по просьбе дорогой племянницы строчишь историю своей семьи и копаешься в домашнем архиве, то натыкаешься на занятные вещи. Мамин табель из…

  • Пасха 2021

    Христос Воскресе!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments