Фотографировать нельзя. Я вспомнила, что и в Ватикане тоже было нельзя - тогда я успела запечатлеть только Аполлона Бельведерского и галерею. Но это единственный минус.
Музеи Ватикана похожи на старые королевские собрания Лувра и Эрмитажа, но в то же время сильно от них отличаются. Каждая великая коллекция демонстрирует историю человечества со множеством школ и стран. А Музеи Ватикана — это музей именно истории Рима и римского искусства. Это собрание можно было бы назвать музеем города, но какого города! Картинная галерея Ватикана сравнительно небольшая — в ней около 500 произведений — и была открыта только в 1932 году. При этом практически все картины происходят из церквей и собраний Рима и Папской области — получилась прямо-таки областная галерея. Однако если вспомнить, что эта область — государство главы католического мира, то это сразу меняет дело.
Выставка начинается с «Христа Благословляющего» — это самая ранняя римская икона XII века, написанная под сильным влиянием Византии. Она хранит воспоминания о единстве православия и католицизма, показывает единый корень, из которого растет и итальянское искусство, и русское, объясняет, почему все это проходит в Третьяковской галерее.
Хотя народ запускают порционно, всё равно скапливается народа у картин немало. О чудо - до нас дошли экскурсии с наушниками и радиопередатчиками - такое в Риме было уже 8 лет назад. По залам бродит несколько экскурсионных групп, но голоса экскурсоводов слышны только членам их групп и никому не мешают. А мы взяли аудиогид.
Да, конечно, Караваджо и Беллини - это жемчужины. Но не меньшего внимания заслуживает Пуссен «Мученичество святого Эразма», фрески Мелоццо да Форли, Паоло Веронезе "Видение святой Елены". И не пропустите третий зал - «Астрономические наблюдения», Донато Крети, 1711. Картина действительно была написана, чтобы сподвигнуть папу Климента XI на строительство обсерватории.
Вот так мы провели вечер 19 января.