Рыбная деревня расположена на Октябрьском острове, между Октябрьской улицей и рекой Преголей, рядом с Кафедральным собором на Острове Канта. Комплекс протянулся от Медового моста до Высокого моста.
Строительство первой очереди комплекса началось в 2006 году. Наше внимание привлекают две скульптуры – «Тайное свидание» (другое название "Трактирщица, зазывающая гостей") и «Старый шкипер с обезьянкой». Кто как, а я сразу вспомнила Маршака.
Обезьяна
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
И вот он Остров Канта (Кнайпхофе)
До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.
В советские годы Кафедральный собор в Калининграде являлся объектом культурного наследия и входил в перечень памятников архитектуры республиканского (РСФСР)
До начала церковной реформации XVI века собор являлся главным католическим храмом города Кёнигсберга (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.
В советские годы Кафедральный собор в Калининграде являлся объектом культурного наследия и входил в перечень памятников архитектуры республиканского (РСФСР)
Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах)[10]. В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом, приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.
Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.
Формально, датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).
После войны собор оставался огромными руинами. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант. Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.
К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненное в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который является кенотафом, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.
Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора. После войны Калининград был единственным местом СССР, где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.
«Женя, Женечка и „катюша“». На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
«Жена керосинщика». В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела — русский и немецкий.
«Любовь в Кёнигсберге». 2006 г. В одном фрагменте главная героиня и главный герой встречаются в зале Кафедрального собора, где идет ремонт и у них происходит поцелуй.
Рядом с собором два интересных памятника. Это памятник мятежному кёнигсбергскому проповедник Юлиусу Руппу. В 1844 г. с церковной кафедры он произнёс слова отречения от церкви и организовал в Кенигсберге первую свободную евангелическую общину "Друзья света". Бронзовый рельеф Руппа был создан его внучкой, знаменитой художницей Кётэ Кольвиц, жившей неподалеку на Линден-штрассе (сегодня — ул. Октябрьская). Сейчас на памятнике — копия оригинала, которая была доставлена, в город внучкой художницы Юттой Бонке-Кольвиц и установлена 22 июня 1991 года.
Второй – это памятник герцогу Альбрехту работы скульптора И.Ф. Ройша был установлен в Кенигсберге у одной из башен Королевского замка 19 мая 1891 года. Памятник восстановлен 30 июня 2005 года.
Идём слушать замечательный концерт органной музыки. В программе Бах, Шуберт, Альбинони, Чайковский (переложение для органа).
После концерта «усталые, но довольные» экскурсанты загружаются в автобус. И я, наконец, нахожу минутку, чтобы задать вопрос, о котором знаю с детства из замечательной книжки по математике Сергея Боброва «Волшебный двурог» про задачу о семи мостах Кёнигберга. И экскурсовод с удовольствием удовлетворяет моё любопытство, а я процитирую книжку. «Задача очень простая: обойти все мосты и по каждому пройти только один раз. Знаешь ли ты, что это за речка? Ты ведь иногда заглядываешь в атлас?
- Нет, - промолвил Илюша.
- А разве есть на самом деле такая речка?
- Есть!
- отвечал обладатель великолепного ордена.
- Это речка Прегель с островом Кнейпгоф, а на ней стоит город Калининград, бывший Кенигсберг. Узнай же, о любознательный юноша, что эти-то мосты и оказались случайно причиной для возникновения очень важной отрасли геометрии. Был на свете такой математик Леонард Эйлер, швейцарец по происхождению, член Санкт-Петербургской Академии наук, один из крупнейших ученых восемнадцатого века. Он был другом Ломоносова и, пожалуй, был один из первых ученых в то время, который оценивал научную деятельность Ломоносова по достоинству. Он долго жил в Санкт-Петербурге, там и скончался. Так вот однажды на одном вечере в обществе кто-то задал Эйлеру вопрос: можно ли пройти по всем семи кенигсбергским мостам, не проходя ни по одному по два раза? Эйлер заинтересовался этой задачей, доказал, что сделать это невозможно, и нашел общие правила, которым подчиняются задачи подобного рода».
А дальше мы поедем к Российским границам Восточной Пруссии.
Продолжение следует!