Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Калининград. Музей мирового океана

Калининград. Музей мирового океана
Итак, наша экскурсия направляется к Музею Мирового океана. Для меня это место значимо вдвойне. Только недавно из Калининграда в Севастополь отправился головной сторожевой фрегат «Адмирал Иван Григорович». Хотя моё родство с Иваном Константиновичем Григоровичем очень дальнее – даже не седьмая вода на киселе, он был двоюродным братом моего прадеда, но гордости это не умаляет. И мои родители всю жизнь работали на флот и на космос – навигационные и радионавигационные приборы, и принимали непосредственное участие в создании кораблей «Звёздной флотилии». Особенной их гордостью были первенцы – «Космонавт Владимир Комаров» и «Космонавт Юрий Гагарин».

- Вон, стоят мои приборы! – восклицал отец, когда показывали эти корабли по телевизору, указывая на огромные антенны-шары.
- А мои внутри! – отвечала мама
Какой же болью для них стало, когда эти корабли пошли на металлолом! Виталий Георгиевич Безбородов сегодня с болью вспоминает, как ветераны убеждали руководство нашей страны о необходимости сохранения уникальных судов и создания на их базе музея, который рассказывал бы об отечественных судостроителях и истории российского флота. Но их просьбы не были услышаны. В 90-е годы Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королев", приписанные к Одесскому порту, стали собственностью Украины. Впоследствии уникальные научно-исследовательские суда там были варварски разграблены и проданы за бесценок на металлолом: по 170 долларов за тонну! "Космонавт Владимир Волков", "Космонавт Георгий Добровольский", "Космонавт Павел Беляев" и "Космонавт Виктор Пацаев", начиная с 1992 года и до середины 1993 года, по назначению не использовались. В марте-июне 1994 года эти четыре корабля совершив свои последние рейсы, были списаны. Удалось спасти только научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев". С 1979 по 1994 год судно совершило 14 рейсов в Центральной и Южной Атлантике. Обеспечивало связь с экипажами орбитальной станции "Мир", космическими аппаратами "Союз", "Прогресс", "Молния", а также выполняло работы по космическому комплексу "Энергия-Буран". В 2000 году судно пришло из Санкт-Петербурга в Калининград, где с 2001 года ошвартовано у причала Музея Мирового океана на Набережной исторического флота. И вот он перед нами – и я вижу шары-антенны и мне кажется, что я слышу голос отца «Вот мои приборы!»
Музей Мирового океана был образован на бумаге 12 апреля 1990 года, когда Совет Министров РСФСР принял Постановление № 116 «О создании Музея Мирового океана Министерства культуры РСФСР в г. Калининграде». Однако первых посетителей музей смог принять только пять лет спустя, когда на вставшем в 1994 году на вечную стоянку у музейного причала судне «Витязь» были оборудованы выставочные площади. По-настоящему дебютным стал для музея 1996 год, когда в его стенах проводились праздничные мероприятия в честь трёхсотлетия флота России.
В 2000 году рядом с «Витязем» у музейного причала встала «вышедшая в запас» дизель-электрическая подводная лодка Б-413. А год спустя к ним присоединилось судно «Космонавт Виктор Пацаев».
С 2000 года ведутся работы по консервации остатков найденного в янтарном карьере посёлка Янтарный деревянного парусного корабля XIX века.
В 2003 году завершено строительство главного корпуса с конференц-залом.
В 2006 году завершён капитальный ремонт портового склада довоенной постройки, в котором в следующем году была открыта экспозиция «Морской Кёнигсберг-Калининград»[3].
В 2007 году музею передан памятник архитектуры XIX века «Фридрихсбургские ворота», а также завершён капитальный ремонт и открыт корпус «Пакгауз» выставочного корпуса.
В 2009 году Музей Мирового океана завоевал гран-при на фестивале «Интермузей-2009».
В настоящее время музей активно строится. В дополнение к уже существующему зданию возведён корпус, в котором размещены аквариумы, а также залы для проведения выставок, конгрессов, конференций, лекций и демонстрации фильмов.
Администрация музея расположена в историческом здании, в котором в течение более 60 лет, до начала Второй мировой войны находилось консульство Бельгии.
Музею Мирового океана также принадлежит памятник архитектуры XIX века «Королевские ворота», в котором разместилась экспозиция «Великое посольство».
В планах музея — создание экспозиции «Мировой океан», строительство «Визит-центра» и яхтенной гавани «Марина», размещение в здании мостового железнодорожного поста интернет-кафе, создание музея «Берега» в г. Светлогорске и экспозиции «Россия на Балтике» в «Елизаветинском форте» г. Балтийска.
Мы идём мимо самолёта-амфибии и подводной лодки «Б-413».
DSCN3388 (640x448)


DSCN3387 (640x480)
,

Я бывала на многих подлодках с экскурсиями – во Владивостоке, Североморске, Вытегре – и всегда дивилась, как в этом пространстве можно жить, выполнять боевые задачи! Рядом с этой подлодкой установлено «тестовое кольцо» на пролезание – на нём сейчас угнездились местные красотки, и покидать его не собираются!


DSCN3389 (640x467)

Вот он, единственный из оставшихся в живых представителей «Звёздной флотилии» «Космонавт Виктор Пацаев». В настоящее время НИС «Космонавт Виктор Пацаев» обеспечивает связь с Международной космической станцией. Также на судне развёрнута выставка «Три стихии Звёздной флотилии», которая посвящена судьбе космического флота СССР. По судну проводится экскурсия «Космическая Одиссея».


DSCN3390 (640x479)

Рядом, на набережной огромный шар, где можно послушать голоса мирового океана.

DSCN3394 (640x471)
У причала Набережной исторического флота ошвартовано самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь».

DSCN3393 (640x480)

История этого судна охватывает немецкий, советский и российский периоды. В 1939 году в Бремерхафен было спущено на воду рефрижераторное судно под именем «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался нацистами в качестве военного транспортного судна. После завершения войны оно было передано Великобритании в качестве репарации, а затем менее чем через год передано СССР. В 1946—1947 годах под названием «Экватор» судно выполняло грузоперевозки. В 1947—1949 годах судно перепрофилировано в научно-исследовательском судно Академии Наук СССР и получило своё нынешнее название «Витязь».
Под флагом Академии Наук СССР судно плавало 30 лет, с 1949 по 1979 год, совершило в общей сложности 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа советской океанологии, в экспедициях работали учёные из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного Геофизического года и других крупных международных проектах. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, а также знаменитые учёные, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.
Свой последний визит судно нанесло в Калининград, где в течение 11 лет его будущее оставалось неопределённым. Учитывая значительный вклад судна «Витязь» в изучение Мирового океана, в 1992 году было принято решение об его сохранении в виде музея. Через два года ремонтно-восстановительных работ «Витязь» был пришвартован у причала Набережной исторического флота. Самое большое по водоизмещению научно-исследовательское судно-музей «Витязь» является самым первым и по-прежнему главным экспонатом музея.
В ноябре 2007 года «Витязю» присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга». В музее хранятся кальки чертежей судна с верфи «Шихау» (Германия), где был построен «Марс». ЗАО «ЦНИИМФ» (Санкт-Петербург) передало в музей фотографии внутренних помещений «Витязя», выполненных в 1948 году после переоборудования судна в Висмаре. Думаю, излишне говорить , что на этом корабле тоже стоят мамины и папины приборы!

DSCN3391 (640x479)
Пакгауз музея.
Вот скамья Иммануила Канта. Есть легенда, что во время своих ежедневных прогулок Кант любил посидеть на скамейке около порта и разглядывать корабли, стоящие у причала.
P1090973 (640x480)

И полюбуйтесь этим очаровательным сооружением - фонтан «Путти».

P1090975 (640x480)

Скульптурная работа Станислауса Кауэра, расположенная на территории ландшафтного парка «Старый порт», всегда привлекает к себе внимание посетителей. Очаровательные ангелочки появились в музее в 2010 году. До этого фонтану пришлось немало попутешествовать. Перед войной «Путтенбрунен», а именно так правильно называется работа, оказался у гауптвахты Кёнигсбергского замка. И это его спасло от английской бомбардировки в 1944 году. После войны «ангелочки» опять сменили место жительства, обосновавшись во дворе Калининградской портовой больницы. Несколько десятилетий фонтан сиротливо простоял в больничном дворе. Его весьма плачевное состояние отнюдь не улучшало самочувствие больных, и по инициативе главного врача В. Свистунова творение кёнигсбергского художника было передано Музею Мирового океана. Здесь фонтан былотреставрирован и впервые открыт в 2011 году.

Захлебнувшись от своих ощущений, я упускаю, что экскурсовод рассказывает о знаменитой задаче Леонарда Эйлера о семи кёнигсбергских мостах. Ладно, попрошу повторить, когда поедем обратно!
А нас ждёт Кафедральный собор и органный концерт!
Продолжение следует!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments