Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Category:

И еще о выставке Серова. Алексей Стахович

Мой брат, бывший сотрудник Дома-музей К.С. Станиславского, извел меня вопросом, обратила ли я внимание на портреты Алексея Стаховича! Конечно, обратила!К тому же один из портретов я многократно видела в Музее Станиславского, где он и находится. Станиславский приобрел портрет своего друга и не расставался с ним.

stahovich


Он обучал артистов МХТ французскому языку и хорошим манерам. Это он придумал озвучить легкой французской речью приход гостей и танцы в "Горе от ума"
Родился в Санкт-Петербурге в богатой дворянской семье Орловской губернии. Его дед был драматургом-любителем, автором пьесы «Ночное», которая была популярна и не сходила со сцен театра вплоть до революции 1917 года. Отец, Александр Александрович (1830—1913) — орловский помещик и коннозаводчик, шталмейстер; увлекался итальянской оперой и французской комедией; автор ярких зарисовок, опубликованных в книге «Клочки воспоминаний». Мать — Ольга Павловна, урождённая Ушакова, (1827—1902) дочь Павла Николаевича Ушакова. Стаховичам принадлежало имение Пальна.

В 1875 году поступил на службу юнкером в Николаевское кавалерийское училище. 16 апреля 1878 года из взводных вахмистров произведен в корнеты кавалергардского полка.

В 1881 году командирован за границу для сопровождения генерал-адмирала Гейдена. В 1884 и 1886 был делопроизводителем полкового суда, а 28 июня отчислен от этой должности. В 1885 году произведен в поручики, а в 1888 году в штабс-ротмистры и назначен заведующим учебной командой. В 1889 году назначен заведующим школой воспитанников. 18 августа 1890 года назначен полковым адъютантом, а 21 апреля 1891 года адъютантом к Великому князю Сергею Александровичу.

В 1892 году произведен в ротмистры. 29 октября 1893 года прикомандирован к полку, а 31-го назначен командующим 4-м эскадроном. 25 января 1894 года отчислен от этой должности. В 1898 году произведен в полковники. В 1905 году назначен в распоряжение наместника на Кавказе, с зачислением по гвардейской кавалерии и произведен в генерал-майоры.

В 1902 году А. А. Стахович стал пайщиком Московского Художественного театра (МХТ), в 1907 году — одним из его директоров. В 1907 году в чине генерал-майора он вышел в отставку и в 1910 году поступил в актёры МХТ. Сначала он сыграл князя Абрезкова в «Живом трупе», затем — графа Любина в «Провинциалке» (по И. С. Тургеневу) и Степана Верховенского в «Николае Ставрогине» (по Ф. М. Достоевскому). Стахович работал также в театральной школе — вёл класс манер, светского поведения и благородной выправки; Добужинский отмечал: «Алексей Александрович был одним из самых замечательных шармеров, каких мне приходилось встречать в жизни…». С 1915 года стал снимался в кино. В марте 1917 года Стахович вошёл в состав Театральной комиссии Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве.

По свидетельству князя С. М. Волконского, «Стахович был талантливой натурой в том смысле, что чувствовал искусство, но он не был выдающимся актером. Его родовитость, его осанка, конечно, вносили на сцену то, чего на ней было так мало и чего будет все меньше; но он был лишь материал, не обработанный; он начал слишком поздно; он не имел никаких технических основ… Между тем он отлично схватывал технические приемы, когда их знал или улавливал».

По воспоминаниям В. Шверубовича:

Как актер Стахович был… вернее, он просто не был актером. Это была маска аристократа, живое амплуа. Лучше всего он играл Степана Верховенского в „Николае Ставрогине“ — там он был самим собой. В Репетилове он был тем же Стаховичем. В Дон Карлосе („Каменный гость“) он был ужасен — вялый барин, петербургский лев, а не сжигаемый пламенем любви и ненависти испанский гранд.
…Он считал, что великолепно умеет обходиться с „людьми“, что они его любят и преданы ему, — это они ему блестяще доказали в апреле 1917 года, разгромив его имение в Орловской губернии.
Революция была для Стаховича и экономической и моральной катастрофой — ему во всех смыслах стало нечем жить, она его опустошила и выжгла. В возможность, в свою способность стать профессиональным актером, живущим на свой заработок, он не верил, а уехать за границу и жить на содержании у брата или сына — не хотел.

Не приняв Октябрьскую революцию, 10 марта 1919 года Стахович покончил жизнь самоубийством. О. Л. Книппер-Чехова писала: «Этот железный старик повесился. Жутко. После спектакля „Три сестры“ мы с Алексеевым пошли прямо к нему. Всё было еще не тронуто: отрезанный шнур висел, стул, который он оттолкнул; а сам лежал уже, красивый и довольный. Не вынес всего».
Было у него две дочери и сын.
www_artru_info

Похоронен на Новодевичьем кладбище

Subscribe

  • Отчёт котоняни

  • Котоняня

    На ближайшие три недели мне предстоят ежедневные визиты в Кузьминки к этому очаровательному существу. Звать Маруська. Мы с ней нашли общий язык. А в…

  • Бухта Радости

    Бухта Радости. Пандемия препятствует выездам на море? Ну и ладно, отложим. И в Подмосковье тоже можно найти пляжные места. А в голове всё крутится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments