"О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!"
А. С. Пушкин.
Вот так путешествуешь-путешествуешь – а сколько интересных мест проходит мимо твоего внимания! И слыхом я не слыхивала про такой город – а он весьма и весьма интересен, и с давней историей. И матушка Екатерина почтила это место своим визитом, и Пушкин здесь бывал, когда писал «Историю пугачевского бунта».
Готовит просвещенья дух!"
А. С. Пушкин.
Вот так путешествуешь-путешествуешь – а сколько интересных мест проходит мимо твоего внимания! И слыхом я не слыхивала про такой город – а он весьма и весьма интересен, и с давней историей. И матушка Екатерина почтила это место своим визитом, и Пушкин здесь бывал, когда писал «Историю пугачевского бунта».
По правому борту остается столица Чувашии Чебоксары. А пока мы плывем, методист рассказывает нам историю города, который нам предстоит посетить.
Известен он с 17 века. Тогда это было чувашское село Сундырь. В 1763 году государыня Екатерина по пути в Казань навестила Сундырь, и была очарована видом с крутого волжского берега, который с тех пор величают Государева гора. Там было устроено торжественное чаепитие – и обронила государыня там чайную ложечку, которую ищут до сих пор. А благодарные селяне заложили там дубовую рощу.
Знал Сундырь и злобные времена – прокатились по нему две крестьянские войны – разинская и пугачевская. Погуляли здесь пугачевцы – казнили 10 человек, сожгли церковь и разгромили питейный дом. А. С. Пушкин в свое время проезжал через Мариинско-Посадский район Чувашии (около села Октябрьское) и в пропущенной главе «Капитанской дочки» описал жуткую картину расправы с крестьянами: «Вдруг луна вышла из-за облака и озарила зрелище ужасное… плыла виселица на плоту, три тела висели на перекладине… Яркая луна озарила обезображенные лица несчастных. Один из них был старый чуваш, другой русский крестьянин, сильный и здоровый лет 20-и… над ними прибита была чёрная доска, на которой белыми крупными буквами было написано: „Воры и бунтовщики…“ Плот плыл вниз по реке. Виселица долго чернела во мраке».
В 1844 году несколько купцов-торговцев и лесопромышленников, числившихся крестьянами, хотели для своих промышленных дел перейти в сословие горожан. Для получения купеческой гильдии, ссылаясь на малоземелье (так как при малоземелье нанимали пахотную землю у соседних номещечьих крестьян), они составили ходатайство перед царским правительством, прося разрешения «именовать город или посад Мариинским в честь имени императорского величества государыни императрицы Марии Александровны и построить за счёт ходатайствующих богадельный дом тоже имени её…». Подписалось в этом ходатайстве 2106 человек. 23 мая 1856 года вопрос об образовании нового города обсуждался на собрании Государственного Совета Российской империи, которое решило переименовать село Сундырь и прилегающие к нему деревни Денисово, Ворошилово и Коновалово в городское поселение — посад. А 18 июня 1856 года император Александр Второй «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» Мнение Государственного Совета о переименовании села Сундырь Казанской губернии и близлежащих деревень в посад и наименовании посада Мариинским. 21 июня 1856 года Министром Внутренних Дел был подан соответствующий рапорт Правительствующему Сенату, который в свою очередь 6 июля 1856 года издал Указ «о переименовании села Сундырь и близлежащих деревень в посад и наименовании посада Мариинским»[
А тем временем, мы подплываем – и нас на пристани встречает с хлебом-солью на диво слаженный хор. Мариинский посад считает своей малой родиной композитор А. Эшпай, в городе есть музыкальная школа и Дом творчества школьников. Проживает здесь около 9 тысяч человек.
В честь нашего приезда разыгрывается целое представление. С балкона купеческого дома, в котором сейчас размещается ЗАГС, смотрят две купчихи, и судачат, что опять не привезли женихов для их дочек.
Мы проходим мимо памятника Марии Александровне, супруге Александра Второго, в честь которой получил свое название город
На площади видим императрицу и фрейлину, зачитывающих указ о присвоении селению Сундырь статуса города и наименования Мариинский посад.
Наша экскурсия продолжается в краеведческом музее, который находится в доме купца Сапожникова. На пороге нас встречают гостеприимные хозяйки, которые нас знакомят с купеческим бытом и историей города.
А потом – как не подняться на Государеву горку! Вдруг найдем потерянную Екатериной ложечку! На путь лежит мимо храма Казанской богоматери 18 века через висячий мостик и круто вверх. Проходим по улочкам, запруженным козами, овцами, курами. Очень колоритный индюк фотографироваться не пожелал, а издав свое курлыканье, проявил большой интерес к нашим башмакам. Пришлось прибавить ходу!
Да, недаром здесь так понравилось Екатерине! Вид потрясающий!
Пора возвращаться на теплоход. На вечер у нас назначена игра «Что? Где ? Когда?»
Теплоход разворачивается – и в первый раз мы слышим голос гудка нашего «Васи». Оказывается, теперь звуковые сигналы запрещены не только на шоссе, но и на реке! А жаль. Голос «Вася» подал потому, что здесь южная точка нашего путешествия. Дальше мы поднимаемся вверх по Волге.
И как в тысячный раз не заснять дивные волжские закаты!
Вечером начинается игра. Получается две команды – «Чапаевцы» и … Я хотела назвать нашу команду «Каппелевцы» («Красиво идут! – Интеллигенция») – но не нашла отклика у сокомандников. Пришлось, скрепя сердце, назваться «Яхтсмены». Однако психическая атака удалась – угадайте, кто выиграл!
А пред отходом ко сну дает концерт выпускница Горьковской консерватории Ирина Ельчанинова!
Завтра у нас Козьмодемьянск!
Продолжение следует!