Лариса (kobrochka1) wrote,
Лариса
kobrochka1

Categories:

С Днем Победы! С юбилеем освобождения Севастополя!


Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля наши войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.


Мне было 11 лет. О счастье – родители отправили меня на вторую смену в пионерлагерь министерства ВМФ «Южный» в Крыму. Именно там на экскурсии я услышала, как был освобожден Севастополь ровно за год до Великой победы. О героической 250-дневной обороне Севастополя я кое-что знала, а вот о том, как освобождали Севастополь – услышала именно там.

И началась наша экскурсия на Сапун-горе


Название этой горы можно перевести, как «мыльная» - будто бы лошади, пока взбирались на эту гору были все в мыле, а детям дали и другую версию – пока взберешься – засопишь.
На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

Перед нашими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.

7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточенными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.

А перед нами – диорама «Штурм Сапун-горы». К сожалению, я тогда только овладевала навыками фотографирования – не слишком меня слушалась еще маленькая «Смена-6», поэтому собственных фоток нет.

В 1956—1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы», получившую высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооруженных Сил. Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Ее авторы — художники студии имени М. Б. Грекова П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко и Н. С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан первого ранга в отставке Г. В. Терновский. В течение семи месяцев они работали над живописным полотном (5,5 м × 25,5 м) и предметным планом площадью 83 м². На живописном полотне и натурном плане писались фигуры людей и размещались предметы в натуральную величину, и это, в сочетании с большим мастерством художников, давало полное представление об изображаемых событиях. Выразительность восприятия усиливало

удачное цветовое решение. Вся местность залита солнцем, но лучи его проникают сквозь пелену дыма, пыли и гари. Стройная, энергичная, насыщенная динамикой композиция картины передает сокрушительную стремительность наступающих и их сплоченность, охватывает масштаб совместных действий советских армий, авиации и флота.

В августе 1959 года обе части батального произведения из Москвы доставили в Севастополь и разместили в специально построенном полукруглом здании.

Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора»; построено по проекту архитектора В. П. Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трёх сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.

Торжественное открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года. С того момента и до конца 80-х годов её посетило пятнадцать миллионов человек. В 1999 году был зарегистрирован 24-миллионный посетитель — московская школьница Надя Скопинцева.

Композиция

Войдя на смотровую площадку, зритель переносится в 7 мая 1944 года. Перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы.

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, саперы, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, наши катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней — последние. Бой идет за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины — штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Жанровые сцены

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева, с пистолетом в вытянутой руке изображен комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемета,— отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырех вражеских пулеметов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины — медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина —— бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера. На полотне диорамы изображен узбек Дадаш Бабажанов, который дает клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины — группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведет за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулеметным огнем прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлен бессмертный подвиг сапера Федора Скорятина, ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечен боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает. Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин. Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гуньк и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покоренной высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко, сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины. В глубине картины, справа, где действуют наши огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие. С пистолетом в руке изображен старший лейтенант Василий Жуков — он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Предметный план

Общее впечатление картины боя усиливает предметный план, заполняющий восьмиметровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Здесь воспроизведен подлинный рельеф местности, изрытой снарядами и бомбовыми воронками, сооружены в натуральную величину вражеские блиндажи, траншеи, лежит настоящее трофейное оружие, осколки, гильзы. На двух вмонтированных живописных вставках изображены сержант Сергей Елагин (он берет в плен фашистского солдата) и старшина Николай Супрягин, который в рукопашной схватке вынуждает гитлеровца сложить оружие.


К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

Tags: С Днем Победы!
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня вернулась из круиза на Соловки!. Когда обработаю все впечатления и фотки, буду мучить водробным отчетом. Было очень тепло, и не было дыма,…

  • Семейная хроника

    Моя дорогая племянница озадачила меня просьбой узнать историю семьи. Хочет человек знать побольше о своих корнях. Я погрузилась в фотографии,…

  • С праздником!

    Дорогой папа, ты всегда чтил этот день. С праздником, дорогие защитники!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments